Вслед за Булгаковым мы называем Киев Городом с большой буквы. И каждая осень манит нас на склоны Днепра.
Синева Днепра, золото листвы на кирпичных дорожках… Взгляд, обретая крылья, парит над широкой рекой и раздольем сияющих далей. Солнечные лучи ласково касаются щек. Великаны деревья гудят органными трубами, ветер кружит листья в вихре вальса. Но вдруг затихает.
Киевский октябрь — золотое барокко осени! Ах, как хороши склоны над могучей рекой! Как упоительны неторопливые прогулки! Старые и новые парки тянутся широкой полосой от Подола на севере до самого Пирогово на юге. Крещатый парк сменяется Городским садом, плавно переходя в Мариинский. А тот в свою очередь сменяется парком Славы. Дальше — Аскольдова могила и дорожки Наводницкого парка, а там и до Ботанического сада рукой подать. Километры и километры тихих золотых аллеек, живописных террас, открывающих речную гладь и прозрачные пространства Левобережья.
Из парка в парк
Крещатый парк — это не первое имя пахнущего свежестью чуда на высоких Днепровских кручах. Ведь эти места входили в состав старейшего в Киеве Царского сада, заложенного еще по велению Петра I.
В 1882 году здесь открыли сад Купеческого собрания. Над кручами и рекой зазвучала музыка духовых оркестров, широкие аллеи стали местом прогулок кавалеров и дам… Купеческий сад — самый демократичный и самый шикарный — греза гимназистов и гимназисток всего города. До сей поры он любим молодежью. Еще бы! Тенистые аллеи, просторные террасы, живописные дороги и солнечный ветер с реки… Трудно придумать место более романтичное!
В 1912 году над Петровской аллеей появился изящный мостик. Высота под ним головокружительная, и творение Евгения Пагона тут же нарекли “Чертов мост”. Но имя не помешало мостику стать местом признаний в любви. И ныне влюбленные вставляют здесь замочки, чтобы “закрепить навеки” свои чувства.
Уверена, не ошибусь, сказав, что аллеи Городского сада очаровывают с первых шагов. Звонкий смех детворы, старушки на скамейках, “ракушка” летнего театра и рыжие кленовые листья, танцующие вальс… А дальше аристократичный Мариинский. До чего хорош! Еще бы: ведь его украшение, дворец, проектировал сам Бартоломео Растрелли. Удивительно, но изящество дворца абсолютно не контрастирует с бесшабашной отвагой скейтбордистов и роллеров, сделавших парк излюбленным местом встречи.
Симфония барокко
Соперничать с панорамой Лавры, открывающейся из Парка Славы, способен разве вид на монастырь с реки. Белоснежные колокольни на фоне ультрамаринового неба в раме золотой листвы — это ли не высший взлет величавой красоты Города? Ослепительное солнце сверкает позолотой куполов и мягко сияет в золоте листвы. А басовитый перезвон лаврских колоколов заставляет почувствовать себя осенней паутинкой, подхваченной ветром времени, чтобы свободно и плавно парить в осеннем солнечном луче.
Среди тысяч гуляющих не найдется человека, который не замер бы здесь в немом восторге, и не попытался бы запечатлеть эту красоту на фотоснимке или хотя бы в собственной памяти. Кто любовался Лаврой с днепровских склонов, тому любое описание покажется безжизненным и блеклым, кто не видел ее октябрьским солнечным днем, тому написанное поведает мало. Потому любуйтесь, наслаждайтесь, восхищайтесь. Золото осени ждет вас!
Из истории
Киевский ботанический сад им. Гришко в период с сентября по апрель открыт для посетителей с 8.00 до наступления сумерек.
Самые известные смотровые площадки Киева: Замковая гора, Владимирская горка, Парк Славы, музей ВОВ, Арка Дружбы Народов.
Читайте также о том, как приобрести недвижимость в Швеции.