Выходные в Киеве – скульптурный профиль

Киевляне ко всему относятся легко. Они могут не со­гласиться, но у них даже политика веселая. И слово «памятник» (уж на что бронзой к земле прибивает) как будто от другого, чем у нас, корня происходит. За два дня историю и культуру Киева не изучить, но понять сегодняшнее настроение местных жителей вполне можно хотя бы по тому, что стоит у них на площадях.

ДЕТСТВО В КЛЕТОЧКУ

Постройка небоскреба на Пейзажной аллее, по мне­нию городских властей, должна была открыть новую страницу в истории Киева. А по мнению киевлян, не­боскреб должен был испортить и пейзаж, и остатки аллеи. Поэтому они пустили в ход страшное оружие — искусство, предварительно собрав на него денег. В ре­зультате в 2009 году Пейзажная аллея начала превра­щаться в сказочный мозаичный городок: киевский скульптор Константин Скритуцкий заселил детскую площадку керамическим зверинцем — от влюблен­ных зебр до слона-фонтана.

Яркий уголок из пестрой мозаики продолжа­ет расти: рядом с 30-метровой кошкой-сороконож­кой скульптор усадил на подушки ангелов, поставил необычную детскую горку, посвященную «Алисе в Стране чудес», и оригинальные лавочки. Одна напо­минает очки, вторая — кубик Рубика, а третью укры­вает мозаичный плед с подушкой. Но наибольшей популярностью пользуются скамейки, помещенные в раскрытые рты гигантских кота и кролика. Благо­даря этой арт-оккупации небоскребу теперь негде развернуться.

КОШАЧЬЕ МЕСТО

Небольшой уютный сквер, где стоят Золотые воро­та, некоторые уже называют площадью котов. Са­мый старый из них — бронзовый Пантелеймон. От­полированные хвост и голова говорят о том, что кот заласкан. Впрочем, ему не привыкать. Раньше насто­ящий кот Пантюша, как называли его местные жи­тели, обитал в близлежащем ресторане «Пантагрю­эль» и был любимчиком клиентов заведения. После гибели кота во время пожара они собрали деньги на памятник, и в 1998 году скульптор Богдан Мазур увековечил его в бронзе.

С тех пор считается, что Пан­тюша выполняет желания каждого, кто его погладит. Чего не скажешь о пластиковом коте, взобравшем­ся на дерево возле фонтана. Фигура животного из­готовлена из 600 одноразовых вилок. Этим дело не ограничилось — видимо, автор, тот же Константин Скритуцкий, питает особую слабость к кошкам, так как в нескольких шагах отсюда, через дорогу от Пантюши, он усадил на обрубок каштана еще одну. Ли­повый котенок, сидящий на высоком пне, — часть акции «Киевским деревьям — новую жизнь», смысл которой— превратить засохшие деревья в пьедеста­лы для подобных скульптур.

ЗДРАВСТВУЙ, ДЕРЕВО!

Идея подарить вторую жизнь сухим стволам принад­лежит активистам Киевской ландшафтной инициа­тивы, которые сделали своим девизом фразу Булга­кова: «Нет красивее города на свете, чем Киев». С их легкой руки старые пни в центре города обрастают чудными деревянными животными. В Чкаловском сквере гнилой ствол решили «запломбировать» с по­мощью женской головы. Теперь у дерева появилась душа в лице Мавки — феи-русалки, которую просла­вила Леся Украинка в драме «Лесная песня».

Среди киевлян бытует мнение, что у Мавки можно попро­сить любви, что и делают многие девушки. Говорят, не без успеха. Другой сказочный герой спрятался во дворе у Золотых ворот. Уже упомянутый пару раз скуль­птор Скритуцкий высек «Ежика в тумане» из старо­го полена. На иголки пошло около 5000 железных шу­рупов. Автор назвал свое произведение «Лошадка», о чем сообщает слово на пьедестале. В руках ежик дер­жит узелок и удивленно смотрит ввысь, вернее, на па­мятник героям — защитникам границ Украины. По замыслу Скритуцкого конь под казаком и есть «ло­шадка» ежика.

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

Не просто так на перекрестке Стрелецкой и Сретен­ской улиц стоит изящная деревянно-керамическая балерина. По словам вездесущего Скритуцкого, он хотел украсить этот пятачок скульптурой спички, но эти планы нарушила анонимная записка, подбро­шенная к уже готовому пьедесталу. В ней была прось­ба установить здесь балерину, чтобы сделать прият­ное якобы проживающей неподалеку безымянной приме. Художник не смог отказать и в 2009 году со­орудил рыжеволосый памятник с пачкой из метал­лической сетки.

Его же руке принадлежит скульптура «Ро­яль в кустах», появившаяся посреди улицы Богдана Хмельницкого, где особых кустов не наблюдается. Не один прохожий ошибочно принимал изваяние, деко­рированное мелкой плиткой, за настоящий инстру­мент. Кстати, звук из него все-таки можно извлечь. Внутрь рояля вмонтированы датчики, реагирующие на движение. Стоит пройти мимо, и из белоснежного инструмента раздается музыка Фридерика Шопена. И это не случайно. Памятник был установлен в честь 200-летия со дня рождения композитора. Летом бе­лую крышку рояля открывают и внутри высажива­ют красные цветы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЫМЫСЕЛ

«Сказали, что в груди шкварчит, а то шкварчала ва­ша папироска» — коронная фраза Прони Прокоповны из фильма «За двумя зайцами», снятого в 1961 году по мотивам пьесы Михаила Старицкого. В том месте, где проходили съемки финального свадебного эпизо­да, возле Андреевской церкви, героям фильма уста­новлен памятник. Перед Проней — хитрый Голохвастов, припавший на колено в момент предложения руки и сердца. Несмотря на то, что личная жизнь пер­сонажей не заладилась, к памятнику традиционно устремляются киевские молодожены и заваливают его цветами. Согласно поверью, если потереть коль­цо на мизинце Прони и жука на фраке Голохвастова, брак будет счастливым.

До недавнего времени неподалеку, на Андре­евском спуске, находился не менее популярный объ­ект для поглаживания — памятник Носу, но он пере­ехал на Десятинную улицу. Легенда утверждает, что однажды Николай Гоголь прогуливался в этих краях, будучи простужен, и не мог думать ни о чем, кроме за­ложенного носа. Так у него родилась идея одноимен­ной повести. Утереть этот нос — значит избавиться от насморка на год (если верить киевским гидам).

БРОНЗОВЫЙ ФОНД

У здания Кукольного театра расположились добрые герои детских сказок: Буратино, папа Карло, Мальвина, Дюймовочка. Но внимание зрителей чаще доста­ется Катигорошку — мальчонке с большой дубинкой, которую он вот-вот обрушит на голову Змея скром­ных размеров. Причина не только в богатырской силе маленького героя украинской сказки, но и в загадоч­ных канализационных люках, рассыпанных вокруг статуи, как горошины. Гости Киева обычно предпо­лагают, что люки — часть ансамбля, но на самом де­ле это часть инженерной конструкции Музея воды, расположенного чуть выше, на холме. И туда стоит подняться, чтобы увидеть внушительную бронзовую «Жабу». Из глотки земноводного выглядывает носа­тая человеческая физиономия. Некоторые считают, что это душа жабы.

Если так, то душа у нее весьма меркантильная — под длинным носом есть отверстие, куда каждый желающий бросает монетку на счастье. Когда скульптуру установили (в 2010-м в День Киева), ее вес составлял шесть тонн. С тех пор земноводное сильно «разъелось». Все монетки попадают в специ­альный ковш, установленный внутри жабы-копилки скульптором Олегом Пинчуком. Когда критическая масса будет превышена, ковш перевернется и иска­тель счастья, бросивший роковую монетку, обретет его в денежном эквиваленте. По приблизительным подсчетам автора, «счастье» может составить около миллиона долларов (8,5 миллиона гривен).

ПОДАРОК НА ПРАЗДНИК

Неизвестно, чем занимался на уроках географии в школе скульптор Владимир Белоконь, но создан­ный им в 2010 году земной шар покрыт женским бе­льем. Памятник женской красоте был установлен в Киеве в честь Всеукраинского дня белья. В наро­де этот 300-килограммовый шар окрестили «гло­бусом Казановы» и «пляжным бумом». Многие мужчины с радостью откликаются на очевидный призыв автора обнять сферу и загадать желание.

Годом раньше на День святого Валентина Белоконь подарил парочкам города романтическую возможность встречаться у «Влюбленных фонарей». Его скульптура с таким названием уста­новлена на площади Независимости. Но идея со временем изменилась. Теперь там не только встре­чаются и обнимаются парочки, теперь незамуж­ние девушки садятся на коленки к фонарю-муж­чине, чтобы изменить свое семейное положение.

ПОСИДИМ НА ДОРОЖКУ

К «Бабушке классической» выстраиваются очере­ди студентов во время сессии — от университета имени Шевченко сюда рукой подать. Как говорит студентка второго курса Марина, перед каждым экзаменом она идет с зачеткой к бабке: «Бабка — мой талисман! Мы с подружками трем зачетки о ее сумочку перед экзаменом и сдаем на отлич­но!» Знала ли скульптор Анна Киселева, что ее ба­бушка, послужившая прототипом этого творения, станет помогать студентам? Между прочим, бабу­ля еще может помирить с соседями — достаточно с ней посидеть.

Хорошо посидеть в Киеве можно и с другими скульптурными персонажами. Когда архитектор ледовых арен Татьяна Сахно работает над слож­ным проектом, она целенаправленно идет в Пас­саж: «Там я сажусь на свободный стул возле па­мятника архитектору Владиславу Городецкому. Говорят, он помогает осуществить мечты, связан­ные с недвижимостью. Лично я прошу архитекто­ра помочь мне с проектом и кулачком «чокаюсь» с его чашкой кофе».

Бронзовый Булгаков тоже исполняет жела­ния. До 2007 года киевляне загадывали сокровен­ное в полночь возле музея писателя, у дома № 13 на Андреевском спуске. Но с появлением там памят­ника все стало проще — достаточно сесть к нему на колени и прошептать на ухо все, чего душа жела­ет. А некоторые потирают при этом нос Михаила Афанасьевича на счастье. И его так много вокруг, что сегодня слова писателя можно было бы и пере­формулировать: «Нет на свете города счастливее, чем Киев».